n_red_rose: main (Default)
[personal profile] n_red_rose
Гражданки и граждане! Просьба рассказать что-нибудь про автора картины, как она точно называется и год создания. Смутно помнится, что речь шла Польше, но т.к. поляцкий язык мне почти вообще совсем незнакомый, я тут прошу помощь зала.
А за комментарии по существу так буду особо благодарна! Мне эта картина чем-то очень нравится. Она стильная.
Date: 2022-01-05 10:34 am (UTC)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Date: 2022-01-11 06:14 pm (UTC)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
ладно, так и быть
Date: 2022-01-11 06:16 pm (UTC)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Хорошо
Date: 2022-01-05 11:28 am (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Художник - Войцех Фангор.
Название - "Персонажи".
Год - 1951.

А больше пока ничего не скажу ;)
Date: 2022-01-06 06:52 am (UTC)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Спасибо! *в расчете на продолжение ))*
Date: 2022-01-05 06:28 pm (UTC)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com
Убедительно, без фальши. Рабочие-творцы - в духе Высокого Возрождения изображены, даже что-то библейское есть. А изображение гламурной дамочки - плоское, лицо-маска ничего не выражает... хотя... может быть, затаенный страх, но это скорей в ее жесте, в руках, тискающих сумку.
Date: 2022-01-07 07:57 am (UTC)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Ты права — фальши не чувствуется.
Date: 2022-01-05 07:32 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Рабочие — вне конкретной эпохи, тогда как дамочка четко идентифицируется как продукт второй половины 1950-х. И, кстати, ее изображение изобилует деталями (мелочность?)
Date: 2022-01-06 06:24 am (UTC)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Заметили уже, очень точно: пролетарии — объемные, трехмерные, мещанка — плоская, как бумажная. Без глаз, только яркий рот. "А еще я в нее (голову) ем". И пальцы — Натали кажется, это движение страха. А мне кажется, оно и хищное в то же время: мое! все мое! не дам!
Date: 2022-01-06 07:22 pm (UTC)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
С тобой я тут согласен больше, чем с Натали: злоба сильнее страха, и руки действительно хищные.
Date: 2022-01-07 07:59 am (UTC)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Мое мнение — это жест не столько страха и не столько жадности, сколько удовлетворения, тем, что есть деньги, собственность... статус и прочее.
Date: 2022-01-08 08:45 pm (UTC)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Может быть.
Date: 2022-01-06 06:28 am (UTC)

From: [identity profile] gran-salis.livejournal.com
И правда много интересных деталей, которые работают на главный замысел. Со стороны пролетариев нет агрессии, нет угрозы и нет зависти. Их взгляды — больше с жалостью, чем даже с осуждением.
Кстати: над пролетариями чистое голубое небо, над мещанкой небосвод в тучах.
Date: 2022-01-06 06:31 am (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
И, как подчеркнуто в поляцкой статье о картине, позади пролетариев — новострой, позади мещанки — руины. Размер электронной репродукции не позволяет досконально разглядеть, но, кажется, — да, развалины какие-то.
Что по сути соответствует нашей печальной действительности.
Date: 2022-01-06 06:42 pm (UTC)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Что верно, то верно: мещанка совсем не выглядит затравленной жертвой, а пролетарии не выглядят агрессорами, но их положение более устойчиво (позы свободные, мещанка — напряжена). Я возражу лишь, что в их взглядах читаю все-таки осуждение больше, чем жалость... презрением это тоже вполне не назову...
Правда, при простоте сюжета картина весьма богатая для интерпретаций.
Date: 2022-01-07 08:01 am (UTC)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
мещанка совсем не выглядит затравленной жертвой, а пролетарии не выглядят агрессорами
Даже больше: она тут стоИт и уходить не собирается.
Date: 2022-01-07 08:06 am (UTC)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
А может быть, эта дамочка — не просто собирательный образ мещанства, а, действительно, собственница? или привилегированная (жена чиновника-партийца-бюрократа, ха-ха)? Я слабо представляю, насколько однородным было польское общество в то время и как себя вели представители "элиты", но ведь можно и с такой стороны взглянуть.
Date: 2022-01-07 08:06 am (UTC)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Возможно!
Date: 2022-01-08 11:02 am (UTC)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Конечно, возможно и такое объяснение, более частное и конкретное, но не противоречащее обобщенным образам.
Date: 2022-01-09 07:33 am (UTC)

From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
Очень может быть. И частное, и общее.
Date: 2022-01-08 08:46 pm (UTC)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Звучит правдоподобно.
Date: 2022-01-09 07:37 am (UTC)

From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
С визуализацией есть некоторые проблемы.
Во-первых, характер труда. Ведь не только физическим может быть созидательный труд на благо общества.
Во-вторых, очевидно, конечно, что дамочка-мещанка не относится к трудящимся где бы то и как бы то ни было. Но вот внешность... "Тощий интеллигент" Бланки, без тени иронии называвший себя "пролетарием", рядом с такими рабочими будет тоже неизбежно выглядеть чужеродно.

Но это так просто рассуждение, аллегорическая картина, почти плакат, и не должна в себя вбирать все возможные тонкости сюжета.
Date: 2022-01-09 05:55 pm (UTC)

From: [identity profile] 1759-28-10.livejournal.com
Эта картина мне напомнила басню вашего сатирика Крылова, "Стрекоза и Муравей".
Правда, я себе хорошо представляю и то, как после смены рабочие умоются, наденут нарядную одежду, девушка уложит свои красивые пшеничного цвета волосы, и они пойдут гулять по паркам города, который сами же и строят.
Это будет справедливо )
А дамочка, хоть она даже и жена большого чиновника, придет домой и уткнется в телевизор.
Date: 2022-01-10 06:05 pm (UTC)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Браво, синьора Луиза! именно так!
Date: 2022-01-16 07:39 am (UTC)

From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Это не показано, но мысленно легко дорисовать ) В принципе, именно такой наша жизнь и была: труд, потом осмысленный досуг.
Date: 2022-01-11 06:04 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Перевожу, сокращая и не редактируя, отсель.
Картина Войцеха Фангора с лаконичным названием «Персонажи», созданная годом ранее, является одним из самых каноничных произведений этого периода. Он оперирует простой риторикой противоположностей: тогда и сейчас, по эту и по эту сторону. Он говорит зрителям: судите сами, где лучше.
У нас на холсте две женщины. Слева - антигероиня: стройная, в приталенном платье модного кроя, украшенном надписями на английском языке ("Майами", "Нью-Йорк", "Уолл-Стрит", "Лондон", "Кока-Кола"). В ухоженных руках, точно не заняттых физической работой, она держит зеленую изящную сумочку. Лицо скрыто за большими солнцезащитными очками в желтой оправе и косметикой. Наверное, недавно была в парикмахерской. Ее наряд дополнен ниткой бус. Она кажется высокомерной.
Другое дело положительная героиня этой картины. Она стоит гордо, но в достаточно расслабленной позе, положив одну руку на бедро, а другую на черенок лопаты. Она сильная, уверенная в себе, естественная. Закатанные рукава рабочего комбинезона обнажают ее толстые предплечья. Стоящий рядом с ней мужчина, тоже одетый в рабочую одежду, с черенком лопаты или кирки в правой руке, левой рукой обнимает свою избранницу. Они оба здоровые, загорелые и крепкие. Их атрибуты – не западная одежда и аксессуары, а рабочие инструменты. Некоторые смеются сегодня только над тем, что мужчина с тоской смотрит на декольте «американки».
На заднем плане можно увидеть символическое представление эффектов этих двух отношений. За женщиной слева — руины (напомним: картина написана через пять лет после войны), за парой рабочих — новопостроенное, многоэтажное здание с рядами окон, разделенных простыми архитектурными деталями. Это типичное здание соцреализма. Даже погода на картинке имеет значение. Голубому небу в правой части картины, кажется, угрожают темные тучи, идущие от руин с левой стороны.
Конечно, фангоровские «Персонажи» по своему несколько наивному посылу вполне соответствуют господствовавшей в то время в Польше идеологии. Способ построения риторического посыла произведения также типичен для эпохи. До и после войны, до электрификации и после электрификации, во время санации и народного правления - коммунистическая Biblia pauperum (библия бедняков) охотно использовала простые, понятные всем сравнения. Особой популярностью пользовались фотоальбомы, посвященные Варшаве, собирающие виды по принципу «до и после». Фотография руин соседствовала с фотографией того же района, уже восстановленного благодаря оперативности новых коммунистических властей. Эту дихотомическую закономерность можно найти и на полотне Фангора - живописец противопоставил руины только что построенному зданию, свободное время - работе, женское - мужскому, Запад - Востоку, высмеиваемый в пропаганде "западный империализм" - коммунизму.
Date: 2022-01-11 06:06 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
«Персонажи» соответствовали не только официальной пропаганде, но и требованиям искусства того времени. После объединительного съезда в декабре 1948 года ПОРП начала подчинять себе культуру. Был использован отработанный сценарий: сначала было организовано собрание сообщества (художников, писателей, музыкантов и т. д.), имитирующее открытую дискуссию, а затем съезд, на котором было утверждено учение о соцреализме. Конференция с участием художников состоялась в Неборове в феврале 1949 года. Через несколько месяцев, в июне, на всенародном съезде делегатов Союза польских художников и дизайнеров социалистический реализм был признан единственно приемлемой формой творчества. Конечно, в версии, сформированной в Советском Союзе в 1930-е годы Андреем Ждановым. Якуб Берман, член Политбюро ПОРП, в своем выступлении на съезде сказал:
- Прогрессивное искусство может быть только боевым искусством, искусством социалистического реализма. Всякая иная позиция творца есть лишь сознательное или бессознательное скатывание к позиции вырождающегося искусства умирающего мира.
Основой социалистического реализма была реалистическая форма, связывающая искусство с общественной жизнью и сюжетом. Отбору произведений, соответствующих учению, служили Национальные художественные выставки — художественные смотры, организуемые ежегодно с 1950 г., работы для которых отбирались специальной комиссией. Обсуждаемая картина Фангора была показана в ООП и сразу же получила большое признание.
Date: 2022-01-11 06:09 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Картина «Персонажи» стала благодарным объектом для современных исследователей, множащих ее интерпретации. По словам Эвы Франус, на полотне изображены «два воплощения женственности, проходящие последовательные этапы телесной и духовной трансформации». Ведущим в этой трансформации является человек. Как отмечает Эва Тониак, «идеологически правильный и желанный образ женщины был сделан из андрогинной работницы с мускулистым, эротизированным телом». «Объект желания наконец превращается в риторическую фигуру нового идеологического порядка», — добавляет Франус.

В свою очередь, британский историк Дэвид Кроули находит в «Персонажах «Фангора» архетипическое выражение сталинского возвышения производства над потреблением, добавляя еще одну пару к списку противоположностей, содержащихся в этой работе. Однако на этом основании идеологическая борьба была обречена на провал. ...полякам не удалось отбить охоту к западному образу жизни.
Date: 2022-01-11 06:11 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Типичный соцреалистический образ, как подчеркивал исследователь того периода Войцех Влодарчик, характеризовался недвусмысленным пропагандистским посылом, содержащимся в названии, часто сопровождавшим, казалось бы, нейтральные сцены — это название ставило произведение в идеологический порядок ... В картине Фангора все наоборот. Как отмечает Эва Тониак, «прежде всего бросается в глаза противоречие между нейтральным и не несущим смысла заголовком и тем, что представлено на полотне». Может быть, поэтому с сегодняшней точки зрения «Персонажи» с их наивным убеждением кажутся такими же абсурдными, как поэма Важика. Некоторым посетителям Художественного музея в Лодзи, где картина является частью постоянной коллекции, трудно поверить, что она была написана «по-настоящему». Художник пошутил? К сожалению нет. Он соответствовал духу своего времени.

Автор: Кароль Сенкевич, январь 2012 г.
Date: 2022-01-11 06:12 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Дословно не сверяла, но, кажется, то же самое по-английски.
Date: 2022-01-11 06:18 pm (UTC)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Спасибо за перевод. Что я могу сказать? В приличном обществе, какое тут собирается, ничего. Или так: этот Сенкевич - попугай и журна(ш)люшная дешевка. А мы - молодцы, вон сколько интерпретаций предложили!
Date: 2022-01-14 06:40 pm (UTC)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com
Да. В общем-то на любую мало-мальски знакомую тему что-то читаю - и кругом убийственная предсказуемость и шаблоны, шаблоны, либерашистские шаблоны.
Date: 2022-01-16 07:37 am (UTC)

From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
К сожалению, даже об очень значительных в истории искусства произведениях советского и социалистического в целом периода принято говорить не иначе как с пренебрежением, жалостю или снисходительностью. Что же, это действительно характеристика СЕГОДНЯШНЕГО дня, мышления и людей *и характеристика печальная*
Date: 2022-01-19 05:04 pm (UTC)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Спасибо, синьора. "Не нравится" относится, конечно, к польскому тексту, а не к Вашему участию в беседе.
Date: 2022-01-20 12:17 pm (UTC)

From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
И не сомневалась. Предпочла бы цитировать что-то более интересное, но увы, за отсутствием... (

Profile

n_red_rose: main (Default)
n_red_rose

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 5678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:01 am
Powered by Dreamwidth Studios